Для проведения практических занятий в школе имеются оборудованные лаборатории и классы технологий.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Оборудование школы на 100% соответствует требованиям СанПиН, правилам противопожарной безопасности, требованиям техники безопасности и охраны труда, требованиям ФГОС начального и основного общего образования, ФГОС основного общего образования, ФГОС среднего общего образования.
В школе имеется комплексно оборудованный кабинет химии, физики, биологии, организовано пространство медиатеки для индивидуальной и массовой работы учащихся и педагогов с информацией на электронных носителях, спортивный зал. Спортивный зал оборудован всем необходимым оборудованием для реализации требований образовательных Стандартов разных уровней образования.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО, СОО в школе организована коворкинг зона, оснащенная проектором, скамьей-трибуной, читальным шкафом, флипчартом, трибуной, регулируемыми столами и стульями для самостоятельной работы. Данные помещения позволяют организовывать проектную и учебно-исследовательскую деятельность обучающихся, проводить наблюдения и эксперименты, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования цифрового (электронного) и традиционные измерения, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО.
Информационно-образовательная среда организации включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: интерактивные доски, компьютеры, проекторы, принтеры, сканеры, ламинаторы и т.д., коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий (в том числе дистанционных образовательных технологий), обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы осуществляется за счет наличия оснащённой библиотеки, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети.
В школе созданы достаточные условия для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью.
Кабинеты для сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью являются частью системы требования ФГОС по обеспечению физической и информационной доступности получения образования различной категорией школьников и созданию для них безбарьерной образовательной среды.
В школе имеется оборудованные кабинеты специалистов: кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, учителя-дефектолога.
В соответствии с реализацией ФГОС в кабинетах специалистов используется имеющееся оборудование:
- современная компьютерная техника (компьютер – 2, принтер – 2, сканер – 1);
- наглядно-дидактический материал (комплект динамических раздаточных пособий для начальной школы – 1;
- муляжи: овощи, фрукты, дикие и домашние животные – 1;
- комплект предметных развивающих игры Татьяны Барач – 1;
- комплект материалов Никита: кубики – 1, матрицы – 1, логические линии – 1, нумерологические башни – 1;
- блоки Дьенеша – 3;
- пазл деревянный – 1;
- развивающий комплект Монтессори – 1;
- развивающий комплект Magica – 1, коврик-пазл с животными – 2, доски Сегена – 1, мольберты – 3);
- диагностический материал (ВиЭль – 1, электронный материал педагога-психолога – 1).
Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью включены в образовательный процесс наравне со сверстниками. Обучающиеся, проходящие обучение на дому по состоянию здоровья имеют возможность включаться во внеурочную деятельность.
Для проведения практических занятий в школе имеются оборудованные лаборатории и классы технологий.
С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ.
В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации.
Библиотека расположена на первом этаже муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 16 имени Героя Советского Союза И. А Лапенкова», занимает помещение площадью 75 квадратных метров и хранилище для учебного фонда. Читальный зал совмещен с абонементом.
Библиотека оборудована стеллажами и книжными полками для учебников, столами (8) и стульями (16) для читателей, компьютером (1) с выходом в Интернет, принтером (1), ксероксом (1).
Помещение библиотеки школы не приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся посредством физической культуры и спорта.
Для занятий спортом оборудован спортивный зал площадью 538,3 кв. м.
На территории школы расположена комплексная открытая спортивная площадка, футбольное поле, беговая дорожка, баскетбольная и волейбольная площадки.
Спортивный зал для физкультурно-оздоровительных и реабилитационных занятий для детей-инвалидов отсутствует.
Средства обучения и воспитания – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства. В МБОУ «Школа №16 им. Героя Советского Союза им. И.А. Лапенкова» широко используются предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеоуроки.
В школе используются следующие средства обучения и воспитания:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, рабочие тетради и т.д.);
Визуальные (зрительные):
- таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому, немецкому, французскому языкам, литературе, родным языкам, технологии, химии, начальным классам
- карты по истории и географии
- картины на уроках русского языка, литературы, изобразительного искусства
- портреты (по всем учебным предметам)
- натуральные объекты (на уроке биологии)
- модели, муляжи, макеты по биологии, географии, математике, физике, начальным классам
- лабораторное оборудование – на уроках физики, химии, биологии
- магнитные доски
Механические визуальные приборы:
- микроскоп
- фотоаппарат
- видеокамера
Электронные образовательные ресурсы:
- электронные учебники и универсальные энциклопедии
- сетевые образовательные ресурсы
- электронные журналы и дневники
Аудиальные (слуховые):
- магнитофоны
- музыкальный центр
- наушники, микрофоны
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
- образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.
- презентации
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
- компьютеры
- мультимедийное оборудование
- интерактивная доска
- проекторы
Словесные:
- учебники
- художественная литература
- словари
- учебные пособия
- другая необходимая литература
Спортивное оборудование:
- тренажеры
- гимнастическое оборудование
- спортивные снаряды
- лыжи
- мячи, скакалки, обручи и т.п.
Для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью применимы все средства обучения и воспитания.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, выступают в качестве специальных условий для получения образования обучающимися с особыми образовательными потребностями.
В образовательной организации созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
- школа реализует адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ (варианты ФГОС ОВЗ НОО 4.1, 5.1, 7.1, 7.2), адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
- вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
- в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог;
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
В школе имеется подключение к сети Интернет. Скорость подключения – Мбит/сек.
Количество локальных сетей – 1.
Общее число компьютеров – 67, в том числе используемых в учебных целях – 67.
Со всех компьютеров школы имеется доступ к электронным библиотечным системам.
Во всех кабинетах школы имеется доступ в Интернет.
Провайдер, предоставляющий услуги доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет в МБОУ «Школа № 16 им. Героя Советского Союза И.А. Лапенкова», ПАО Ростелеком.
Все обучающиеся-инвалиды и лица с ОВЗ имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям с компьютеров, размещенных в учебных аудиториях, помещениях для самостоятельной работы и читальном зале библиотеки. Имеется альтернативная версия официального сайта Школы в сети «Интернет» для слабовидящих.
Все компьютеры, размещенные в учебных аудиториях и помещениях для самостоятельной работы обучающихся, к которым имеют беспрепятственный доступ инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, оснащены лицензионной операционной системой Microsoft Windows, упрощающей и оптимизирующей работу с компьютером слабовидящим и слабослышащим обучающимся (имеются экранные лупы, экранный диктор, высокая контрастность, настройка альтернативных устройств ввода информации и др.).
Все электронные библиотечные системы имеют возможность перехода в режим для слабовидящих и возможность увеличения шрифта. Подходит для I, II, III групп инвалидности по зрению.
На основании Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера.
Электронные образовательные ресурсы.
Все обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, имеют доступ к электронной и информационно-образовательной среде, учебным пособиям и литературе на электронных и бумажных носителях.
Имеется альтернативная версии официального сайта школы в сети «Интернет» для слабовидящих.
В МБОУ «Школа № 16 им. Героя Советского Союза И. А. Лапенкова» общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется.
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МБОУ «Школа № 16 им. Героя Советского Союза И.А. Лапенкова» функционирует с 1985 года. С момента ее открытия капитальных ремонтов не производилось. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Оборудование и персонал школьной столовой покрывают потребность обучающихся в цикличном питании. Все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечены бесплатным 2-х разовым горячим питанием.
Обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды, находящиеся по медицинским показаниям на домашнем обучении, получают денежную компенсацию взамен горячих завтраков и горячих обедов в соответствии с действующими правовыми нормами.
Для обучающихся с сахарным диабетом и иными заболеваниями (целиакия, фенилкетонурия, муковисцидоз, пищевая аллергия) по заявлению родителей может быть предоставлено специализированное меню.
Обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью включены в образовательный процесс наравне со сверстниками. Обучающиеся, проходящие обучение на дому по состоянию здоровья, имеют возможность включаться во внеурочную деятельность.
Разработана программа (план) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других МГН на территории МБОУ «Школа № 16 им. Героя Советского Союза И.А. Лапенкова» на 2016-2030 годы. Предусмотрены следующие мероприятия: установка пандуса в соответствии с требованиями стандартов, оборудование парковочного места для инвалидов на территории учреждения, ремонт гигиенической комнаты, реконструкция кабинета психолога с выделением «сенсорной комнаты» и др.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ в школе отсутствуют.
Мастерские и лаборатории
Условия для занятия физкультурой и спортом
Организация досуговой деятельности
Для организации досуга в школе есть всё необходимое – актовый зал на 200 посадочных мест, оборудованный необходимой оргтехникой, современной музыкальной аппаратурой; кабинет музыки; танцевальный зал; несколько помещений для школьных кружков.
Для досуговой деятельности обучающихся и качественного функционирования системы дополнительного образования в школе имеются: ноутбуки, проектор, экран, микшер, сабвуфер, колонки, микрофоны, электронное пианино, музыкальные центры, цветной и черно-белый принтеры, видеокамера, фотоаппарат, спортивный инвентарь и форма.
Условия охраны здоровья обучающихся
Охрана жизни и здоровья детей является одним из приоритетных направлений работы школы, поэтому система безопасности находится в постоянном развитии. Образовательный процесс осуществляется в здании, соответствующем по техническим и санитарным характеристикам требованиям СанПин. Школа оснащена пожарной сигнализацией, кнопкой тревожной сигнализации, установлена система видеонаблюдения.
Для организации медицинской помощи обучающимся в школе оборудован медицинский кабинет. Заключен договор на медицинское обслуживание обучающихся с КГБУЗ «Красноярский краевой центр охраны материнства и детства № 2». За оказание медицинской помощи обучающимся отвечают специалисты КГБУЗ «Красноярский краевой центр охраны материнства и детства № 2»: Петрова Любовь Владимировна (медицинская сестра) и Кузикова Наталья Юрьевна (фельдшер).
Социально-психологическую помощь обучающимся (в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам) и их родителям (законным представителям) оказывают педагог-психолог Макарова Оксана Александровна и социальный педагог Коробейникова Юлия Юрьевна.
Для конструктивного решения конфликтных ситуаций в школе создана служба медиации (примирения).
Для реализации принципа доступности общего образования, в целях обеспечения эффективной работы с детьми, нуждающимися в комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи в школе работает психолого-педагогический консилиум (ППк).
Работа заключается в:
- медико-психолого-педагогическом обследовании детей;
- составлении и корректировке адаптированных образовательных программ, планов индивидуальной коррекционно-развивающей работы;
- комплектовании логопедических, психологических групп;
- психолого-педагогическое сопровождении ребёнка в проблемной ситуации;
- взаимодействии с муниципальной ПМПк, центром «Спутник»;
- консультации учителей по работе с учениками с ограниченными возможностями здоровья;
- ведении мониторинга учебных достижений учащихся, состоящих на сопровождении в ППк.
В школе созданы условия для успешного прохождения программы социокультурной реабилитации и адаптации детей, стоящих на сопровождении в ППк.
МБОУ «Школа № 16 им. Героя Советского Союза И. А. Лапенкова» укомплектована профессиональными кадрами для оказания комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В школе имеются кабинет учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.
Ежегодно в июне во время летних каникул на базе школы действует летний лагерь с дневным пребыванием детей на 230 детей, в котором организовано горячее двухразовое питание и досуг воспитанников.