МБОУ "Школа № 16 им. Героя Советского Союза И.А. Лапенкова"
г. Ачинск Красноярский край
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей.

    Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц.

    Вторая цель информационная безопасность – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.

    Информационная безопасность в современной образовательной среде в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим трем группам:

    • персональные данные и сведения, которые имеют отношения к учащимся, преподавательскому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы;
    • обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса;
    • защищенная законом интеллектуальная собственность.

    Памятки "Безопасный Интернет"

    Детские безопасные сайты

    Родителям

    Что такое информационная безопасность ребёнка?

    Информационная безопасность ребенка – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. (Статья 2 ФЗ). 

    Прежде чем ограждать ребенка от воздействия медиа-продукции, необходимо разобраться, какая именно информация может причинить ему вред.

    Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

    Памятка для родителей

    Ухудшение здоровья ребенка 

    Больше всего от многочасового сидения за компьютером у детей страдают зрение и осанка. Не поможет даже самый удобный стул или кресло, ведь активно растущему человеку необходимо много двигаться. Первую половину дня ребёнок сидит за партой в школе, после обеда сначала делает домашнее задание, потом снова сидит, но уже за компьютером. Сами понимаете, что при таком образе жизни оставаться здоровым очень сложно.

    Тут может помочь функция «родительский контроль» – программа, с помощью которой можно устанавливать время доступа ребёнка к компьютеру. Но лучше и эффективнее своим примером показать интересные занятия вне интернета. 

    Интернет-зависимость

    Интернет-зависимость – это не естественная зависимость людей, как зависимость от воздуха, воды или еды. В интернете люди обычно ищут то, чего им не хватает в реальной жизни. Чем дети и подростки занимаются в интернете? Согласно исследованиям, большую часть времени (около 78 %) пользователи до 18 лет тратят на социальные сети и мессенджеры. Если с общением в реальной жизни у ребёнка нет трудностей, то использование дополнительных средств коммуникации не приведут к серьезным проблемам. Если же у ребёнка есть определённые трудности про живом общении, то лучше обратиться к психологу. Интернет-зависимость – это не причина, а тут выступает не причина, а следствие проблем.  

    Просмотр нежелательного контента

    Во-первых, речь идет о классическом наборе: порнография, суициды, сцены насилия и жестокости. Запретить доступ к нежелательным сайтам могут поисковые фильтры, настройки приватности и программы «родительского контроля». Родителям нужно настроить детский компьютер так, чтобы он просто не давал ребёнку попасть на «плохие» сайты. Разберитесь в настройках, поставьте специальные программы, это не так сложно, как кажется. Есть и другой подход. Нежелательный контент – это часть нашей жизни, с которой ребенка тоже придется когда-то знакомить. И если ребёнка воспитывают родители, а не интернет, то это знакомство находится в зоне их ответственности. И делать это нужно тактично и аккуратно, чтобы не повредить хрупкую детскую психику.

    Доверительные отношения между детьми и родителями помогут намного больше, чем всевозможные запреты и ограничения. Но бывает и нестандартный нежелательный контент. Например, кибербуллинг – коллективная травля человека через интернет. Масштабы кибербуллинга огромны. Результаты опроса показали, что почти все семьи с ним сталкивались. Половине опрошенных родителей приходилось вмешиваться и защищать своего ребенка от агрессии. Каждый шестой конфликт в онлайне со временем перерос в реальный. Еще семь процентов опрошенных рассказали, что их дети очень переживали последствия кибербуллинга, и им была нужна психологическая помощь. Самое ужасное, что треть родителей всех жертв кибербуллинга узнали о проблемах своих детей спустя значительное время, потому что 80 процентов детей не собирались рассказывать родителям о том, что стали жертвами кибербуллинга. Родителям же очень легко прекратить атаку на своего ребенка – достаточно написать письмо администратору социальной сети. 

    Есть и ещё одна категория – онлайн-шопинг. Очень часто во время игры пользователю предлагают что-то купить. И часто бывает непонятно, за что расплачиваться игровыми деньгами, а за что – настоящими. Если карта родителей привязана к компьютеру, где играет ребенок, он может, сам не зная, отдать за игровые бонусы всю родительскую зарплату, и даже не одну. Чтобы такого не было, не давайте детям свои гаджеты для игр, а если используете устройства совместно, создайте для каждого свой профиль. 

    Общение с незнакомцами

    Не все знакомства одинаково приятны, а к детям легче втереться в доверие, они проще поддаются убеждению, могут запросто рассказать своему виртуальному другу то, что в жизни реальной никогда бы не сказали  незнакомцу: номер банковской карты родителей, три цифры CVC/CVV2, которые позволяют совершать покупки онлайн, день, когда семья уедет отдыхать и надолго оставит пустую квартиру, и ещё масса неприятных вариантов. Чтобы избежать данных ситуаций, научите ребенка важному правилу: общение в интернете и в реальной жизни – это одно и то же. Не нужно рассчитывать на сетевую анонимность и публиковать откровенные собственные фотографии,  семьи или друзей. Да, пост можно удалить, но фотография или видеозапись останется в сети. 

    Общение с незнакомцами в интернете, которое может перерасти в реальное общение в жизни

    И эта опасность вполне реальна. Опросы показывают: каждый двадцатый ребенок ходит на встречу с людьми, с которыми познакомился в интернете. Как известно, похитители детей, торговцы наркотиками и другие преступники находят своих жертв как раз через социальные сети и сайты знакомств. Конечно, виртуальный знакомый может оказаться и хорошим человеком, но риск нарваться на злодея на таких встречах все-таки очень велик.  

    Совет 1. Вы мишень для хакеров

    Никогда не говорите: «Со мной этого не случится». Мы все подвержены риску, и ставки высоки – как для вашего личного и финансового благополучия, так и для репутации и репутации университета.

    Кибербезопасность – это ответственность каждого. Следуя приведенным ниже советам и сохраняя бдительность, вы вносите свой вклад в защиту себя и других.

    Совет 2. Держите программное обеспечение в актуальном состоянии

    Установка обновлений программного обеспечения для вашей операционной системы и программ имеет решающее значение. Всегда устанавливайте последние обновления безопасности для своих устройств:

    1. Включите автоматические обновления для вашей операционной системы.
    2. Используйте веб-браузеры, такие как Chrome или Firefox, которые получают частые автоматические обновления безопасности.
    3. Обязательно обновляйте плагины браузера (Flash, Java и т. Д.).

    Совет 3. Избегайте фишинговых атак – остерегайтесь подозрительных писем и телефонных звонков

    Постоянная угроза – фишинговые атаки с использованием различных методов социальной инженерии. Киберпреступники попытаются обманом заставить вас раскрыть личную информацию, такую как ваш логин и пароль, банковские данные или данные кредитной карты.

    Фишинг-мошенничество может осуществляться по телефону, через текстовые сообщения или через сайты социальных сетей, но чаще всего по электронной почте. С подозрением относитесь к любому официальному сообщению электронной почты или телефонному звонку, в котором запрашивается личная или финансовая информация.

    Совет 4. Практикуйте хорошее управление паролями

    У всех нас слишком много паролей, и легко найти короткие пути, например, повторно использовать один и тот же пароль. Менеджер паролей может помочь вам поддерживать надежные уникальные пароли для всех ваших учетных записей. Эти программы могут генерировать для вас надежные пароли, автоматически вводить учетные данные и напоминать вам о необходимости периодически обновлять пароли.

    Совет 5. Будьте осторожны при нажатии

    Избегайте посещения неизвестных веб-сайтов или загрузки программного обеспечения из ненадежных источников. На этих сайтах часто размещается вредоносное ПО, которое автоматически (часто незаметно) устанавливает и компрометирует ваш компьютер.

    Если вложения или ссылки в электронном письме выглядят неожиданно или подозрительно по какой-либо причине, не нажимайте на них.

    Совет 6. Никогда не оставляйте устройства без присмотра

    Физическая безопасность ваших устройств так же важна, как и их техническая безопасность. Если вам нужно оставить свой ноутбук, телефон или планшет на какое-то время – заприте его, чтобы никто другой не мог им пользоваться.

    Если вы храните защищенные данные на флеш-накопителе или внешнем жестком диске, убедитесь, что они также зашифрованы и заблокированы. На настольных компьютерах блокируйте экран или выключайте систему, когда она не используется.

    Совет 7. Защитите защищенные данные

    Помните о Защищенных данных, с которыми вы контактируете, и связанных с ними ограничениях. В основном:

    Храните защищенные данные высокого уровня (например, SSN, информацию о кредитных картах, студенческие записи, информацию о здоровье и т. д.) подальше от вашей рабочей станции, ноутбука или мобильных устройств.

    Надежно удалите файлы конфиденциальных данных из вашей системы, когда они больше не нужны. Всегда используйте шифрование при хранении или передаче конфиденциальных данных.

    Совет 8. Безопасно используйте мобильные устройства

    Учитывая, насколько мы полагаемся на наши мобильные устройства и насколько они уязвимы для атак, вы захотите убедиться, что вы защищены:

    1. Заблокируйте свое устройство с помощью PIN-кода или пароля — и никогда не оставляйте его без защиты на публике.
    2. Устанавливайте приложения только из проверенных источников (Apple AppStore, Google Play).
    3. Обновляйте операционную систему устройства.
    4. Не нажимайте на ссылки или вложения из нежелательных писем или текстов.
    5. Избегайте передачи и хранения личной информации на устройстве.
    6. Большинство портативных устройств могут использовать шифрование данных – обратитесь к документации вашего устройства, чтобы узнать о доступных вариантах.

    Совет 9. Установите защиту от вирусов и вредоносных программ

    Устанавливайте эти программы только из известного и надежного источника. Обновляйте описания вирусов, ядра и программное обеспечение, чтобы ваши программы оставались эффективными.

    Совет 10. Сделайте резервную копию ваших данных

    Регулярно выполняйте резервное копирование – если вы стали жертвой нарушения безопасности, единственный гарантированный способ восстановить ваш компьютер — это стереть данные и переустановить систему.

    Документы

    Документы не выбраны

    Педагогам

    Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и  развитие, то есть о пропаганде различной направленности.

    Понятие информационной безопасности

    Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации. На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

    • доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
    • целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
    • конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

    Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.

    Основные угрозы информационной безопасности

    Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

    Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);

    Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;

    Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;

    Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.

    Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:

    • аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
    • отказы и сбои аппаратуры;
    • ошибки в программном обеспечении;
    • ошибки в работе персонала;
    • помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.

    Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:

    • недовольством служащего своей карьерой;
    • взяткой;
    • любопытством;
    • конкурентной борьбой;
    • стремлением самоутвердиться любой ценой.

    Рекомендации по организации работы в информационном пространстве

    1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.
    2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
    3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
    4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
    5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.
    6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
    7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
    8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
    9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.
    10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.
    11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
    12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
    13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
    14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
    15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
    16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
    17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

    Методические и справочные материалы

    Методические и справочные материалы

    Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета

    Фонд основан в 2000 году с целью поддержки проектов, направленных на развитие сети Интернет.Проекты, реализуемые Фондом, направлены на содействие развитию Интернета, как безопасного пространства для детей и подростков, на формирование способности и готовности представителей разных поколений в полной мере использовать все возможности современных цифровых технологий. Фонд развития интернет. Дети России Онлайн

    Линия помощи «Дети онлайн» – служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова и Фонда Развития Интернет.

    Журнал «Дети в информационном обществе» – ежеквартальный научно-публицистический журнал, издается с 2009 года при научной поддержке Факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова и Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ. Журнал посвящен актуальным вопросам влияния современных инфокоммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающих поколений.

    Исследования Фонда Развития Интернет посвящены изучению психологии цифрового поколения России. Особое внимание уделяется проблемам безопасности детей и подростков в интернете. С какими интернет-угрозами сталкиваются дети и подростки России в сети и как их воспринимают? Насколько опасно отечественное киберпространство? Каковы способы защиты детей и подростков от рисков и опасностей глобально «паутины»? Исследования затрагивают важнейшие вопросы современного этапа развития информационного общества в России, на которые необходимо обратить внимание специалистам, исследователям, родителям и педагогам.

    Проект «Международное измерение информационной безопасности» https://russiancouncil.ru/projects/functional/cybersecurity/

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie