Инвалид (ребенок-инвалид – лицо до 18 лет) лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ФЗ-181).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ-273).
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ (согласно 79 статье ФЗ-273):
- специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания;
- специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
- услуги ассистента (помощника), оказывающему обучающимся необходимую помощь;
- групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
- доступ в здание школы;
- другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Документы, подтверждающие необходимость создания специальных условий:
- индивидуальная программа реабилитации или абилитации инфвалида (ИПРА) и ИПРА ребенка-инвалида разрабатываются и выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).